|
Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.
Учителя нашей школы ежегодно проводят различные мероприятия, посвященные семье: "День Матери", "Ты и я - спортивная семья", конкурс стенгазет, посвященных семейному отдыху, "Генеалогическое семейное древо", "Родословная фамилии", создание презентация о родственниках-героях Великой отечественной войны и др. 1 сентября 2012 года во всех классах нашей школы, как и во всех школах России, был проведен урок "Семья и семейные ценности"
Семья — это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Основной целью при проведения Урока Семьи и семейных ценностей являлось формирование отношения к семье в российском обществе как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная и педагогическая поддержка семьи.
Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средствомвоспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры.
Важными элементами системы являются:
· ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;
· семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;
· круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;
· идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.
При проведении урока Семьи в соответствии с возрастом учащихся были использованы следующие формы: игра, лекция с элементами обсуждения, дискуссия, творческая групповая работа, диалоговые методы, мини-тесты.
Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.
Урок «Моя семья»
Оформление.На доске и ли на стенде — выдержки из произведений художественной литературы, высказываний известных людей о семье, семейных ценностях (писателей, поэтов, ученых, мыслителей и т.д.). Пословицы и поговорки о семье. Рисунки, творческие работы детей.
Цель:формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и ценностей.
Вступительное слово учителя.
Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью на протяжении веков.
В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято гордиться, на семью надеялись в трудные моменты жизни.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина (2007 год) была отмечена важная роль семьи в развитии государства и общества. В связи с этим, 2008 год в России предложено провести под знаком Года Семьи.
Во вступительном слове учителя использовались выдержки из размышлений о семье, ее духовно-нравственном значении для человека (И.А.Ильин, В.Ю.Троицкий, В.А.Караковский, Л.И.Маленкова и т.д.)
Урок начинался с выстраивания ассоциативного ряда со словом «семья».
На доске — слово «семья». Дети записывают и произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор и т.д.).
Далее в соответствии с возрастом учащихся детям предлагаются для обсуждения следующие вопросы (на выбор учителя):
1. Что для вас означает слово «семья»?
2. Знаете ли вы о своих предках ( по рассказам родных и близких)?
3. Сохраняются ли в вашей семье семейные предания, рассказы, легенды?
4. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями ваших родителей и других родственников, о вашем детстве, детстве ваших родителей?
5.Есть ли в вашем доме семейный альбом, какие фотографии в нем хранятся, какие особенно дороги?
6.Хранятся ли в вашей семье письма, открытки, семейные реликвии?
8.Любители вы возвращаться домой из поездок, путешествий?
9.Отмечаете ли вы вместе праздники? Какие?
10.Как в вашей семье обращаются друг к другу, напутствуют, приветствуют?
11. Есть ли в вашей семье шутливые прозвища? Как они появились?
12.Чью любовь и заботу вы ощущаете на себе больше всего?
13. Какие игры любят в вашей семье? С кем и во что вы играете?
В ходе урока детям было предложено создать «образ своей семьи»: нарисовать семейный герб, придумать девиз семьи, представить увлечения членов семьи, формы совместного отдыха и т.д.
В заключении урока детям предлагается творческое задание — написать открытое письмо родителям.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Урок – ролевая игра " Я — семьянин"
Пример презентации, созданной старшеклассниками
Семья в современном обществе
|
|
|
|
|
|
|