Задания
11 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.      Основу слоевища лишайника составляют клетки:
а) цианобактерий;
б) гриба; +
в) многоклеточной водоросли;
г) одноклеточной водоросли.

2.      Плауны размножаются:
а) только семенами;
б) только спорами;
в) спорами и вегетативно; +
г) только вегетативно.

3.      Среди растений  исключительно на суше встречаются:
а) зеленые водоросли;
б) красные водоросли;
в) голосеменные; +
г) покрытосеменные.

4.      На рисунке представлен агротехнический прием:

а) пасынкование;
б) мульчирование;
в) пикировка; +
г) стратификация.

5.      В почвенном питании растений главную роль играет зона корня, обозначенная на рисунке «Х», – это зона:
а) деления;
б) роста;
в) всасывания; +
г) проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
а) крахмал; +
б) хлорофилл;
в) углекислый газ;
г) вода.

7.      У цветковых растений мужские половые клетки образуются в:
а) пестиках;
б) тычинках; +
в) семязачатках;
г) пыльцевой трубке.

8.      У сосны от опыления до созревания семян проходит примерно:
а) неделя;
б) месяц;
в) год;
г) полтора года. +

9.      Органами зрения у пауков являются:
а) 1 пара фасеточных глаз;
б) 4 пары простых глаз; +
в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.

10.  Гельминтами называют:
а)
всех червей;
б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека; +
в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

11.  Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди; +
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди.

12.  Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
а) всеядности;
б) развитию с метаморфозом;
в) питанию только богатой белками животной пищей; +
г) способности к длительному пребыванию под водой.

13.  Основная клетка нервной ткани – нейрон обычно состоит из:
а) тела, одного короткого и нескольких длинных отростков;
б) тела, одного длинного и нескольких коротких отростков; +
в) нескольких тел, одного короткого и одного длинного отростка;
г) нескольких тел с отходящими от них длинными  и короткими отростками.

14.  Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для:
а) австралопитеков;
б) человека умелого;
в) человека прямоходящего;
г) неандертальцев. +

15.  К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:
а) препарирование с применением хирургических инструментов;
б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);
в) наблюдение и эксперимент; +
г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).

16.  Исходя из особенностей строения организма человека, его сердце следует отнести к следующему уровню организации:
а) атомно-молекулярному;
б) тканевому;
в) органному; +
г) системному.

17.  По какому, наиболее точному, признаку можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых:
а) по цвету;
б) по количеству ядер в клетке; +
в) по количеству межклеточного вещества;
г) по наличию ресничек.

18.  Надкостница не может обеспечить:
а) рост кости в длину; +
б) чувствительность кости;
в) питание кости;
г) срастание кости после переломов.

19.  Эритроциты вырабатываются в:
а) красном костном мозге; +
б) печени;
в) селезенке;
г) лимфатических узлах.

20.  Люди, обладающие группой крови IV:
а) являются при ее переливании универсальными донорами;
б) являются при ее переливании универсальными реципиентами; +
в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами;
г) не могут предоставлять кровь для переливания.

21.  Вакцину используют для формирования у человека:
а) естественного врожденного иммунитета;
б) естественного приобретенного иммунитета;
в) искусственного активного иммунитета; +
г) искусственного пассивного иммунитета.

22.  При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:
а) кислорода; +
б) питательных веществ;
в) воды и минеральных солей;
г) всех названных веществ.

23.  Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении бронхов:
а) чихание;
б) кашель; +
в) зевота;
г) смех.

24.  Классические исследования процессов пищеварения были осуществлены:
а) Э. Дженнером;
б) Л.Пастером;
в) И.И. Мечниковым;
г) И.П. Павловым. +

25.  Из указанных значений энергетической ценности продуктов ее наименьшее количество выражает:
а) 500 Дж;
б) 50 калорий; +
в) 0,5 Калорий;
г) 5 килокалорий.

26.  Структурно-функциональной единицей почки является:
а) доля;
б) сегмент;
в) нефрон; +
г) долька.

27.  Фильтрация крови в почках происходит в:
а) пирамидках;
б) лоханках;
в) капсулах; +
г) мозговом слое.

28.  При образовании вторичной мочи в кровяное русло возвращается вода и:
а) глюкоза; +
б) соли;
в) белки;
г) все выше перечисленные вещества.

29.  Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры или химических веществ, – это:
а) потертость;
б) опрелость;
в) ожог; +
г) отморожение.

30.  Железа внутренней секреции, управляющая большинством гормональных процессов в организме человека:
а) щитовидная;
б) поджелудочная;
в) надпочечники;
г) гипофиз. +

31.  Проводниковая функция характерна для отдела головного мозга:
а) передний мозг;
б) мозжечок;
в) средний мозг;
г) промежуточный мозг. +

32.  Вегетативная нервная система:
а) не контролируется сознанием человека; +
б) имеет высшие центры только за пределами центральной нервной системы;
в) регулирует координацию произвольных и точных движений;
г) обладает всеми перечисленными свойствами.

33.  Анализатор представляет собой систему, которая обеспечивает:
а) восприятие информации (раздражителя) соответствующим рецептором;
б) доставку информации (проведение возбуждения) от рецептора в мозг по нервным путям;
в) анализ полученной информации в соответствующих структурах мозга и возникновение ощущения;
г) все перечисленные функции. +

34.  Вкус, воспринимаемый вкусовыми луковицами задней трети языка, является:
а) сладким;
б) кислым;
в) соленым;
г) горьким. +

35.  Воспаление среднего уха называют:
а) катарактой;
б) отитом; +
в) циститом;
г) ринитом.

36.  В процесс дрессировки собак для выполнения команд (вперёд, сидеть, стоять и др.) вовлекается поведенческий механизм:
а) импринтинг;
б) условный рефлекс; +
в) привыкание;
г) повышение чувствительности.

37.  У женщин, в отличие от мужчин, предшественники половых клеток:
а) появляются в организме с момента полового созревания;
б) закладываются еще до рождения и их количество постепенно сокращается; +
в) закладываются еще до рождения и их количество постоянно увеличивается;
г) закладываются еще до рождения и их количество поддерживается на постоянном уровне.

38.  Овуляция происходит в момент:
а) разрушения желтого тела;
б) образования желтого тела;
в) оплодотворения;
г) разрыва фолликулы. +

39.  Сердцебиение плода человека регистрируется от момента зачатия с:
а) трех недель;
б) пяти недель; +
в) трех месяцев;
г) четырех месяцев.

40.  На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:
а) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);
б) положительно заряженные ионы;
в) отрицательно заряженные ионы; +
г) ультра- и инфразвуки.

41.  Наиболее быстро развиваются в крупных промышленных городах болезни:
а) желудочно-кишечного тракта;
б) верхних дыхательных путей и легких; +
в) кожи;
г) опорно-двигательного аппарата.

42.  Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают:
а) нарушений функции кроветворения;
б) злокачественных опухолей;
в) желудочно-кишечных кровотечений;
г) инфаркта миокарда. +

43.  Экологические факторы воздействуют на живые организмы:
а) одновременно и совместно друг с другом; +
б) одновременно и изолированно друг от друга;
в) совместно друг с другом, но в определенной последовательности;
г) изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

44.  Энергетическим ресурсом у зеленых водорослей является:
а) солнечный свет; +
б) энергия окисления органических веществ;
в) энергия окисления неорганических веществ;
г) вода.

45.  Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:
а) карася и карпа в одном водоеме; +
б) карася и щуки в одном водоеме;
в) карася и уклейки в одном водоеме;
г) щуки и уклейки.

46.  Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность; +
г) не влияют на численность популяции жертв.

47.  Исследование процессов кровообращения У. Гарвеем преимущественно основано на применении метода биологии:
а) описательного;
б) сравнительного;
в) исторического;
г) экспериментального. +

48.  Относительное постоянство внутренней среды организмов является проявлением жизненного свойства:
а) раздражимость;
б) самовоспроизведение;
в) саморегуляция; +
г) изменчивость.

49.  Наука, изучающая клетку:
а) гистология;
б) морфология;
в) цитология; +
г) эмбриология.

50.  Функции носителей наследственной информации выполняют:
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) нуклеиновые кислоты. +

51.  Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
а) интерфаза; +
б) профаза;
в) метафаза;
г) телофаза.

52.  Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
а) профаза;
б) метафаза;
в) анафаза; +
г) телофаза.

53.  Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
а) белки и жиры;
б) жиры и углеводы; +
в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
г) вода и углеводы.

54.  Не является обязательным структурным компонентом клетки:
а) клеточная мембрана;
б) ядро; +
в) генетический аппарат;
г) цитоплазма.

55.  Из перечисленных способов размножения к половому относится:
а) семенное размножение; +
б) почкование;
в) черенкование;
г) спорообразование.

56.  Становление систематики как науки связывают с именем:
а) Роберта Гука;
б) Анони ван Левенгука;
в) Карла Линнея; +
г) Чарльза Дарвина.

57.  Отличить один вид организмов от другого возможно всегда на основании:
а) особенностей внешнего и внутреннего строения;
б) анализа образа жизни и области их распространения в природе;
в) невозможности давать плодовитое потомство;
г) совокупности всех критериев вида. +

58.  При двойном оплодотворении из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:
а) зародыш;
б) семязачаток;
в) эндосперм; +
г) зигота.

59.  Возникновение фотосинтеза способствовало накоплению в атмосфере Земли:
а) кислорода; +
б) углекислого газа;
в) хлорофилла;
г) паров воды.

60.  Исследовательские работы Ч.Дарвина, связанные с выявлением причин разнообразия живых организмов следует отнести к области современной биологической науки:
а) классическая биология;
б) эволюционная биология; +
в) физико-химическая биология;
г) к любому из перечисленных направлений.

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.            Корень может:
I. поглощать воду с растворенными веществами. +
II. закреплять растения в почве. +
III. расти за счет вставочной меристемы.
IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
а) I, II, III;
б)
I, II, IV; +
в)
II, IV, V;
г)
I, III, V.

2.            В составе жилки листа можно обнаружить:
I. ситовидные трубки с клетками спутницами. +
II. сосуды. +
III. склеренхиму. +
IV. уголковую колленхиму. +
V. паренхиму. +
а) I, III, IV;
б)
I, II, IV, V;
в)
I, II, III, V;
г)
I, II, III, IV, V. +

3.            Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:
I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. +
II. хорошее развитие механической ткани.
III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.
IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. +
V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
а) I, III;
б)
II, V;
в)
I, IV; +
г)
II, III, IV.

4.            Личинки Перепончатокрылых насекомых могут иметь:
I. 3 пары членистых ног.
II. 3 пары членистых ног и 6-8 пар ложных брюшных ножек. +
III. 3 пары членистых ног и 2-5 пар ложных брюшных ножек.
IV. 8 пар ложных брюшных ножек.
V. быть безногими. +
а) I, II, III, IV;
б)
II, III, IV, V;
в)
I, II, IV;
г)
II, V. +

5.            Яркая черно-желтая полосатая окраска является предупреждающей у:
I. тигра.
II. колорадского жука. +
III. суматранского барбуса.
IV. шершня. +
V. мухи журчалки.
а) I, III, IV;
б)
I, V;
в)
II, III, V;
г)
II, IV. +

6.            Морские ежи и морские звезды могут использовать для передвижения:
I. параподии.
II. иглы. +
III. лучи. +
IV. амбулакральные ножки. +
V. членистые ходильные ножки.
а) I, II, III, IV;
б)
II, IV, V;
в)
II, III, IV; +
г)
III, IV, V.

7.            На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:
I. зрения.
II. обоняния.
III. осязания. +
IV. вкуса. +
V. слуха.
а) II, IV, V;
б)
I, III, IV;
в)
III, V;
г)
III, IV. +

8.            Органы боковой линии у рыб служат для:
I. определения направления и скорости течения. +
II. определения химического состава воды.
III. обнаружения приближения хищника или добычи. +
IV. обнаружения подводных препятствий. +
V. ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.
а) I, IV, V;
б)
I, III, IV; +
в)
II, IV, V;
г)
II, III, IV.

9.            Рога, являющиеся образованиями кориума и состоящие из костной ткани имеют:
I. индийский носорог.
II. северный олень. +
III. африканский буйвол.
IV. сибирский козерог.
V. жираф. +
а) I, V;
б)
II, V; +
в)
I, IV, V;
г)
II, III, IV.

10.        Хрящевые рыбы, живущие в морской воде, поддерживают нормальный осмотический баланс, экскретируя лишние соли через:
I. почки. +
II. жабры. +
III. ректальные железы. +
IV. кожу.
V. слизистую оболочку рта.
а) I, II, III; +
б)
I, II, IV;
в)
II, III, V;
г)
II, III, V.

11.        В экологии рассматриваются пирамиды:
I. чисел. +
II. биомассы. +
III. видового состава.
IV. энергии. +
V. трофических связей.
а) II, IV, V;
б)
I, II, IV; +
в)
I, IV, V;
г)
I, II, V.

12.        Относится (-ятся) к идиоадаптациям:
I. мимикрия. +
II. покровительственная окраска. +
III. предостерегающая окраска. +
IV. половой диморфизм.
V. паразитизм.
а) I, II, III; +
б)
I, III, IV;
в)
II, III, V;
г)
III, IV, V.

13.        Для анафазы митоза не характерно:
I. образование «экваториальной пластинки». +
II. начало перемещения  хромосом к полюсам.
III. формирование веретена деления. +
IV. появление ядрышек. +
V. образование «дочерних звезд».
а) III, V;
б)
II, V;
в)
I, II, V;
г)
I, III, IV. +

14.        В клетках эукариот ДНК находится в:
I. ядре. +
II. нуклеосомах.
III. митохондриях. +
IV. пластидах. +
V. пероксисомах.
а) I, II, IV;
б)
I, III, IV; +
в)
II, IV, V;
г)
I, III, IV, V.

15.        Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации у:
I. мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом. +
II. женщин в паре половых хромосом. +
III. мужчин в паре половых хромосом.
IV. кур паре половых хромосом.
V. петухов паре половых хромосом. +
а) I, II, IV;
б)
I, II, V; +
в)
I, III, IV;
г)
II, III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.            У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

2.            В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал. +

3.            Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

4.            Колючки боярышника являются видоизмененными побегами. +

5.            Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

6.            Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов. +

7.            Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. +

8.            К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные. +

9.            При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку. +

10.        Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает. +

11.        Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

12.        В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока. +

13.        Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается. +

14.        На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

15.        Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.

16.        Единственная функция клеточной мембраны – поддержание постоянной формы клетки.

17.        Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки. +

18.        Пиноцитоз характерен только для животных клеток.

19.        Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций. +

20.        Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий. +

21.        Все анаэробы – это микроорганизмы, осуществляющие брожение.

22.        Рибосомы образуются путем самосборки. +

23.        У мухи дрозофилы Y хромосома не оказывает существенного влияния в определении пола особи. +

24.        В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).

25.        Гены парных признаков при дигибридном скрещивании находятся в разных хромосомах. +

 

 

 

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1.            [мах. 2,5 балла] Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их
признаками (1–5).

Признаки:

1. Гаметофит раздельнополый.                     

2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются
и мужские и женские гаметы.

3. Гаметофит представлен заростком.

4. Для оплодотворения необходима водная среда.

5. Для оплодотворения не нужна водная среда.

Систематическая группа:

А. Покрытосеменные

Б. Папоротниковидные

 

Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа

А

Б

Б

Б

А

2.            [мах. 2,5 балла]  Соотнесите половые клетки человека (А–Б) с их характеристиками (1–5):

Характеристики клетки

1. В строении клетки различают головку, шейку и хвост.                               

2. Обладают относительно крупными размерами по сравнению
с половыми клетками, принадлежащими  противоположному полу.

3. Клетка способна к активному передвижению.

4. Клетка имеет несколько оболочек, располагающихся поверх
цитоплазматической мембраны.

5. Из одной клетки-предшественницы их образуется
четыре.

Половые клетки

А. Сперматозоид

Б. Яйцеклетка

Характеристики клетки

1

2

3

4

5

Половые клетки

А

Б

А

Б

Б

 


3.            [мах. 2,5 балла]  Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В).

Организмы:

1. Сапротрофные бактерии.

2. Зеленые растения.

3. Травоядные животные.

4. Хищные животные.

5. Плесневые грибы.

Трофические уровни:

А. Консументы.

Б. Редуценты.

В. Продуценты.

Характеристики

1

2

3

4

5

Группы организмов

Б

В

А

А

Б

4.            [мах. 2,5 балла]  Соотнесите вещество (А–Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1–5).    

Биологический материал:

1. Клеточная стенка грибов

2. Печень животных

3. Клеточный сок растений

4. Сердцевина стебля растений

5. Хлопковое волокно

Вещество:

А. Крахмал

Б. Сахароза

В. Целлюлоза

Г. Хитин

Д. Гликоген

Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество

Г

Д

Б

А

В

5.            [мах. 2,5 балла]  Соотнесите органические вещества (А–Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1–5).

Функции:

1. Ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами.               

2. Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул.                                                                                         

3. Являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений.                                                  

4. Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке.

5. Заключает в себе генетическую информацию об организме.

Вещества:

А. ДНК

Б. Белки

В. АТФ

Г. Липиды

Д. Углеводы

 

Функции

1

2

3

4

5

Вещество

Б

Г

Д

В

А

 

Hosted by uCoz